Комфортная энергоэффективность. Как школы и садики Жмеринки становятся приятными для детей и учителей

Дополнительные одеяла для тихого часа и уроки в куртках. Это не только неприятные воспоминания сегодняшних 20-45-летних о периодах осени и весны в учебных заведениях. До сих пор это реальность для многих детей Украины. Немало учреждений Жмеринки также сталкивались с этой проблемой. Однако в городе смогли сделать здания садиков и школ теплыми, при этом сэкономив более 20% энергоресурсов. После резкого роста цен на энергоносители в 2000-х многие украинские города были вынуждены значительно урезать бюджеты и оптимизировать расходы на содержание бюджетных зданий. Старые советские электро- и теплосети, умноженные на «дырявые» здания, требовали немало средств на обслуживание и оплату жилищно-коммунальных услуг. Эти средства можно было бы потратить на развитие инфраструктуры городов. Именно поэтому города начали искать возможности уменьшить расходы на оплату энергоносителей. Тогдашняя власть Жмеринки, как и большинство коллег со всей Украины, стремилась к экономии и видела большой потенциал в постепенной модернизации городского хозяйства. И именно инициатива Соглашения мэров по климату и энергии, основанная Европейской Комиссией в 2008 году, открывала возможности для такой масштабной модернизации. Ее цель − сократить выбросы углекислого газа городами. В Соглашении могли участвовать муниципалитеты со всей Европы. К 2009 г. участником инициативы стал город Жмеринка. За несколько лет здесь подготовили План действий по устойчивому энергетическому развитию до 2020 года. К этой дате Жмеринка обязывалась сократить потребление энергии на 23%. Выбросы СО2 от города в атмосферу должны были уменьшиться на 21%.  

Большие изменения мелкими шагами


Для достижения этих целей к Плану действий заложили свыше 70 конкретных шагов. Среди них – ремонт систем водоснабжения и электросетей, замена светильников, оптимизация сети общественного транспорта, сортировка мусора и прочее.

Готовя этот документ, управление экономики Жмеринского городского совета подсчитало, что наибольше электричества и природного газа в городе расходуют промышленность и население. Лишь одна сфера, которой занимался городской совет, была лидером по потерям: бюджетные учреждения и отопительные сети хуже всех в городе хранили тепловую энергию. Вместе с тем, именно здания коммунальной собственности потребляли больше всего тепла в городе − свыше 42% от общего объема.

Поэтому значительная часть мероприятий Плана действий касались этой области: реконструкция систем отопления, замена котлов, использование альтернативных источников энергии и термомодернизация зданий. Команда управления экономики начала искать внешние источники финансирования, чтобы выполнить эти задачи. Ведь этого трудно было достичь ресурсами исключительно местного бюджета, учитывая его ограниченность. По крайней мере, до 2020 года немало мероприятий могли бы не быть полностью выполнены без внешней помощи.

− Мы участвовали в различных программах энергомодернизации, реализовыввали маленькие проекты. Но в конце концов именно в рамках Соглашения мэров Европейского Союза получили наибольшее финансирование, − вспоминает начальник управления экономики Жмеринского городского совета Анатолий Коновал.

В 2014 г. Европейская Комиссия объявила конкурс демонстрационных проектов среди участников Соглашения мэров из стран Восточного партнерства ЕС. Города могли подавать свои заявки на энергомодернизацию. А европейские партнеры, в случае одобрения, были готовы профинансировать до 80% расходов для их воплощения.

Учитывая План действий по устойчивому энергетическому развитию, в Жмеринке решили разработать проект для сбережения тепловой энергии. Городской совет провел предварительный мониторинг ее потребления коммунальными учреждениями. Худшими оказались два детских сада (№3 и №4) и три школы (№2, №3 и №4). Управление экономики подготовило заявку на энергомодернизацию этих зданий.

− Рано или поздно это пришлось бы сделать. Но финансирование полностью легло бы на городской бюджет. А так − появилась возможность реализовать большой проект с привлечением внешних средств. Вместо одного объекта, мы могли в софинансировании улучшить пять, − рассказывает главный специалист управления Жмеринского городского совета Лариса Кузьмина.

Анатолий Коновал добавляет, что городской совет согласился на значительные расходы из своего бюджета для этого проекта, ведь цена на энергоносители неуклонно растет. Также, наконец, в города появилась возможность сделать эти учебные заведения комфортными для детей и преподавателей.

Заявку Жмеринки одобрили. В финальной версии проекта осталась энергомодернизация двух детских садов и двух школ. Его общий бюджет – 913, 7 тыс. евро. На момент одобрения заявки, в конце 2014 г. эта сумма равнялась почти 17,6 млн. гривен. Это чуть больше 11% бюджета Жмеринки на 2015 год.

Около 80% всех расходов, 727,6 тыс. евро, компенсировал Европейский Союз, а 186,1 тыс. евро были профинансированы из бюджета Жмеринки. В конце концов, городской совет взял на себя финансирование энергомодернизации школы №2, которая не вошла в демонстрационный проект.

 

С нескольких эпох


Наконец все почти так, как надо. Коридоры и классы получили новые ремонты, стены покрасили в приятные цвета, как того требует Новая украинская школа. Еще немного продвинемся − и закончим с отоплением, − Тамара Билан не скрывает удовлетворения, проводя экскурсию школьными помещениями. Директор жмеринской школы №3 говорит, что ее здание стало современным лишь в течение последних 4-5 лет.

Все началось, когда во всех учебных заведениях города провели энергоаудит. Третья школа оказалась одной из худших. Руководитель проекта «Energy Go: Внедрение плана действий устойчивого энергетического развития Жмеринки» Евгений Ткач говорит, что никогда не видел здания со столь неэффективным потреблением тепла. Здесь было сразу несколько серьезных проблем.

Во-первых, сама школа состоит из трех зданий. Первое − построено в 1912 г., второе − пристроено к ней в 1972 г., а третье − сдали в эксплуатацию в 1984 г. Толщина стен в первом здании составляет 90 сантиметров, а во второй − только 40. Поскольку они соединены, это создавало температурный дисбаланс.

Кое-где в одной части корпуса могло быть больше 25 градусов, тогда как в другой − ниже 15, − говорит Евгений Ткач.

Во-вторых, оказалось, что система отопления этой школы была в очень плохом состоянии. По словам Евгения Ткача, когда к радиаторам подносили тепловизор, то устройство не показывало повышения температуры. Фактически, они не грели. При таких условиях, даже во время наиболее интенсивного отопления температура в классах могла оставаться на низком уровне.

− Когда в конце концов срезали одну трубу, то увидели, насколько она засорена. Там нельзя было пропихнуть иглу, − рассказывает Тамара Билан.

В течение 2017-2018 гг. третья школа Жмеринки прошла почти полную энергомодернизацию. Здесь заменили крышу, утеплили перекрытие, установили новые окна, утеплили стены, включая цокольный этаж. Также смонтировали систему вентиляции с рекуперацией, которая контролирует влажность в помещениях и включается автоматически.

Ремонт или замена системы отопления в этой школе, несмотря на плохое состояние, требовали больших средств. Демонстрационный проект не предусматривал таких расходов. Однако, в конце концов, власть Жмеринки нашла финансы для ее поэтапной замены, учитывая уже начатые изменения. Теперь здесь в рамках текущего ремонта понемногу устанавливают новые батареи.

− Но изменения ощутимы и без новой полноценной системы отопления. Даже до завершения фасадных работ, когда только утеплили стены, в школе стабилизировалась температура − 20-21 градусов. Ранее во многих классах была постоянная влага, грибок. Более года назад закончилась модернизация − и больше года мы об этом уже не вспоминаем, − заключает Тамара Билан.

Ее коллега директор жмеринской школы №4 Михаил Бигун имел подобные проблемы. Учреждение под его руководством имеет одно сплошное здание, части которого сведены в разные годы: 1890, 1945 и 1990. Их стены построены из разных материалов и имеют разную толщину.

− В любом старом большом здании есть проблема: крайние точки, там, где самые тонкие стены или плохие батареи. Мы их также имели. Что бы мы ни делали, гарантированно зимой несколько классов мерзли из-за этого. Более года назад утеплили здание. Теперь проблемы крайних точек нет, все здание одинаково теплое, − объясняет Михаил Бигун.

В школе №4 также заменили крышу и окна, утеплили стены и цокольный этаж, установили рекуперационную систему. Теперь минимальная температура здесь − 20-22 градуса. Независимо от того, отопительный сезон это или нет.

− Иногда бывает слишком жарко. Я звоню энергоменеджерам, прошу, чтобы в котельной немного уменьшили отопление. Но там говорят, что не могут опуститься ниже минимальных показателей отопления. Должны терпеть, − шутит Михаил Бигун.

Грелки, «дуйки» и массовые болезни − в прошлом


Соседом жмеринской школы №3 является другое учебное заведение − детский сад №3 «Радуга». Они даже имеют общую котельную. А раньше еще имели и очень похожие проблемы.

− Бутылками с горячей водой мы прогревали постели детям перед тихим часом. Родители приносили обогреватели. Мы включали «дуйки» (тепловентиляторы), чтобы хоть как-то облегчить пребывание здесь детей, − вспоминает заместитель директора сада Галина Костюченко.

Это учреждение показывало наихудшие показатели в городе по параметрам энергоэффективности. В некоторых группах температура иногда опускалась до 12-13 градусов. Панельные стены и старые деревянные окна совсем не хранили тепло. Поэтому даже высокая интенсивность отопления не слишком исправляла ситуацию. По словам Галины Костюченко, ранее в саду была высокая заболеваемость: около 12% детей в год один или несколько раз не посещали учреждение из-за простуды.

Поэтому этот садик попал в демонстрационный проект Соглашения мэров. Здесь заменили систему отопления, утеплили перекрытие, фасад, цокольный этаж и фундамент, установили современные окна, смонтировали новую вентиляцию и рекуперационную систему. Весь персонал садика научили пользоваться новым оборудованием.

В рамках проекта здесь также заменили систему отопления. Учреждение теперь имеет индивидуальный тепловой пункт, который автоматически определяет необходимую интенсивность отопления здания. Также этот детский сад получил новую сеть водоотведения. Выполнение проекта стимулировало городской совет выделить средства для внутреннего ремонта здания.

− Утепление цокольного этажа позволило перенести сюда все административные кабинеты. И теперь вместо 6 групп, мы имеем 10. И заболеваемость за год упала до 4%. Детям очень тепло: температура никогда не опускается ниже 20 градусов, − резюмирует Галина Костюченко.

В конце концов, средствами городского совета осовременили котельную, которая отапливает третью школу и третий садик. Здесь заменили котел. Теперь для сжигания используют не газ, а альтернативный источник энергии − древесину.

Другой садик, который енергомодернизировали в рамках проекта Соглашения мэров, − №4. Его здание имело несколько лучшие показатели, чем ДОУ №3. Но и он имел существенную проблему, которую помог решить демонстрационный проект.

Рядом с четвертым садом расположена котельная, которая отапливает несколько учебных заведений. Но такое соседство не помогало. Даже в тех сооружениях, которые были расположены дальше от котельной, было значительно теплее, чем в соседствующем с ней детском саду.

Проблему частично решили, когда в саду установили новую систему отопления и терморегуляции − это сделали собственными силами, еще до участия в конкурсе проектов Соглашения мэров. Здесь стало значительно теплее. Однако во время мониторинга энергопотребления команда демонстрационного проекта зафиксировала значительные потери тепла. Оказалось, что здание могло бы быть значительно теплее, а затраты на ее отопление − несколько меньше.

Учреждению 75 лет, стены здесь тонкие. Когда начинался отопительный сезон, мы не испытывали дискомфорта. Но проблемы были осенью и весной, когда на улице было холодно, а отопления еще или уже не было. Поэтому всегда использовались дополнительные одеяла и обогреватели, − рассказывает директор детского сада №4 Светлана Сьомаш.

В этом учреждении также заменили крышу, утеплили фасад, перекрытие и фундамент, установили новую вентиляцию. Теперь даже без отопления здесь стабильная температура на уровне 20 градусов.

Не только стены


Реализация демонстрационного проекта Соглашения мэров в Жмеринке не ограничилась энергомодернизацией четырех учебных заведений. Анатолий Коновал говорит, что она изменила подход городского совета к работе с инфраструктурой города и продолжает изменять сознание горожан.

− Когда мы начали реализовывать проект, то закупили программу «Энергобаланс». Стали анализировать потребление всех энергоносителей (вода, электричество, тепло, газ) во всех бюджетных учреждениях. Теперь делаем это постоянно и видим, где у нас проблемы с энергопотреблением, − говорит Анатолий Коновал. По его словам, отдел экономики городского совета Жмеринки уже готовит проекты для модернизации других проблемных зданий, находящихся в коммунальной собственности.

Что касается школ №3 и №4, а также детских садов №3 и №4, то здесь изменения от энергомодернизации стали заметными уже в первый же отопительный сезон − 2018/2019 гг. По отчету отдела экономики, в ходе этих изменений в этих учреждениях совокупно потребили на 20,7% тепловой энергии меньше, чем во время предыдущего отопительного сезона. То есть городской совет для их содержания сэкономил около 426 тыс. грн. Выбросы СО2 от отопления этих учреждений сократились на 31%.

Теперь в городской совет Жмеринки все активнее обращаются руководители других учебных заведений с просьбой выделить средства для утепления или включить их учреждения в другие термомодернизационные проекты. Кроме того, все больше горожан пользуются государственной программой «Теплые кредиты» для энергетического усовершенствования своих домов.

Между тем Жмеринка работает над новыми энергосберегающими целями. Город продлил свое членство в Соглашении мэров по климату и энергии до 2030 г.

Share on
Facebook
Google+
Пролистать наверх

Comfortable energy efficiency. How schools and kindergartens in Zhmerynka are becoming more pleasant for children and teachers

Additional blankets for the rest-hour and classes in jackets. These are not just unpleasant reminiscences of the people who are now 20-45 years of age about autumns and springs in educational institutions. This is still reality for many children of Ukraine. Many institutions of Zhmerynka were also faced with this problem. However, the town managed to make the buildings of kindergartens and schools warm, at the same time saving over 20% of energy resources.After a rapid energy carrier price rise in the 2000s many Ukrainian cities had to considerably cut their budgets and optimize the costs of public facility maintenance. Old Soviet electric and heat power grids, accompanied with ‘leaky’ buildings, demanded a lot of money for their maintenance and utility service payments. This money could have been spent on the development of the cities’ and towns’ infrastructure. That is why the cities started looking for opportunities to reduce the costs of payments for energy carrier.The then-authorities of Zhmerynka, the same as most colleagues from the whole of Ukraine, were striving for economy and saw a great capacity in the gradual upgrading of the town’s economy. And the very initiative the Covenant of Mayors for Climate and Energy, launched by the European Commission in 2008, opened up some opportunities for large-scale upgrading. Its goal is to reduce the emission of carbon dioxide by cities and towns. The Covenant could be joined by the municipalities from all over Europe.In 2009 the town of Zhmerynka joined the initiative. Within several years the Sustainable Energy Action Plan until 2020 was developed here. By that date Zhmerynka committed to reduce energy consumption by 23%. СО2 emission into the atmosphere in the town was to be reduced by 21%.

Significant changes in small steps


More than 70 steps were planned to attain the Action Plan objectives. They included repairs of the water supply systems and electricity grids, replacement of lamps, optimization of public transport network, waste sorting, etc.

Preparing this document, the Department of Economy of Zhmerynka Town Council counted that the industry and population spend the largest amount of electricity and natural gas in the town. Only one field the Town Council was in charge of was the leading one in terms of the costs: public buildings and heating networks conserved heat energy the least. At the same time, it was municipally-owned buildings that consumed the largest amount of heat in the town – over 42% of the overall scope.

Therefore, a considerable part of the measures within the Action Plan were related to this field: reconstruction of the heating system, replacement of boilers, use of alternative sources of energy and thermal refurbishment of buildings. The team of the Department of Economy started looking for external sources of funding to perform those tasks since it was difficult to perform them using just local budget resources, due to their scarcity. Many activities by 2020 would at least fail to be implemented without any external assistance.

We participated in different energy refurbishment programs, implemented small projects. But finally it was within the framework of the Covenant of Mayors of the European Union that we got the most substantial funding, – recalls the head of the Department of Economy of Zhmerynka Town Council Anatoliy Konoval.

In 2014 the European Commission announced a tender for demonstration projects among the Covenant of Mayors participants from Eastern Partnership countries of the EU. The cities and towns had a chance to submit their own applications for energy refurbishment. While the European partners, if the applications were approved, were ready to finance up to 80% of the implementation costs.

Taking into account the Sustainable Energy Action Plan, Zhmerynka decided to develop a heat energy saving project. The Town Council held preliminary monitoring of its consumption by municipal institutions. Two kindergartens (No. 3 and No. 4) and three schools (No. 2, No. 3 and No. 4) turned out to be the worst. The Department of Economy prepared an application for energy refurbishment of those buildings.

Sooner or later, that would have to be done. But the funding would have to be provided completely from the town budget. While in this way an opportunity appeared to implement a large-scale project involving external money. Instead of one facility we could improve five on the cofunding principle, – says the chief specialist of the Department of Economy of Zhmerynka Town Council Larysa Kuzmina.

Anatoliy Konoval adds that the Town Council agreed to allocate considerable amounts of money from its budget for this project, since the price of energy carriers is constantly on the rise. Also, finally the town got an opportunity to make those educational institutions comfortable for children and teachers.

Zhmerynka’s application was approved. The final version of the project included energy refurbishment of two kindergartens and two schools. Its overall budget was 913.7 thousand Euros. As of the date of the application approval, in the late 2014 this amount equaled almost 17.6 million UAH. That is a bit more than 11% of Zhmerynka’s budget for 2015.

About 80% of all the costs, 727.6 thousand Euros, were reimbursed by the European Union, while 186.1 thousand Euros were financed out of Zhmerynka’s budget. Finally, the Town Council undertook financing of energy refurbishment of school No. 2, that was not included into the demonstration project.

From several epochs


Finally everything is almost the way it should be. The corridors and classes have been repaired, the walls have been painted into pleasant colours, according to the requirements of the New Ukrainian School. We will move onand finish it off with the heating, – Tamara Bilan is happy to say while making an excursion of the school premises. The headmaster of Zhmerynka school No. 3 says that its buildings have become modern only over the last 4-5 years.

It all started when energy audit was made in all the educational institutions of the town. School No. 3 turned out to be among the worst. The head of the ‘Energy Go: Implementation of Sustainable Energy Action Plan of Zhmerynka’ project, Yevhen Tkach, states that he has never seen a building with such an inefficient heat consumption. Several serious problems could be found here.

First of all, the school consists of three buildings. The first of them was erected in 1912, the second appeared in 1972, and the third one was put into commission in 1984. Wall thickness in the first building is 90 centimeters, while in the second one it is only 40. Since they are connected, this resulted in the temperature imbalance.

In some places in one part of the building the temperature could be above 25 degrees, while in the otherbelow 15, – says Yevhen Tkach.

Secondly, it turned out that the heating system of the school was in a very poor condition. According to Yevhen Tkach, when a thermal imaging device was applied to the radiators, the device did not show any temperature rise. Actually, they did not heat anything. Under such circumstances, even in the period of the most intensive heating the temperature in the classes could be very low.

When finally one pipe was cut, we saw how dirty it was. Even a needle could not placed there, – says Tamara Bilan.

Over 2017-2018 Zhmerynka school No. 3 underwent almost complete energy refurbishment. The roof, the covering were replaced there, new windows were installed, walls were insulated, including the basement. Also, ventilation system with recuperation were installed, it controlling humidity in the premises and switching off automatically.

The repairs or replacement of the heating system in the school, due its bad condition, required quite an amount of money. The demonstration project did not presuppose such costs. However, finally the authorities of Zhmerynka found some finance for its gradual replacement, including the changes already launched. Now new batteries are being gradually installed here within the framework of the current repairs.

But changes are noticeable even without the new heating system. Even before the façade works were completed, when just walls were insulated, the temperature in the school stabilized – 20-21 degrees. Before that there had permanently been humidity, fungi in many classes. Over a year ago the refurbishment was completed and for more than a year we have not been recalling about it any longer, – summarized Tamara Bilan.

Her colleague, the headmaster of Zhmerynka school No. 4 Mykhaylo Bihun, had similar problems. The institution headed by him consists of one integral building, parts of which were built in different years: 1890, 1945, and 1990. Their walls were built of different materials and are of different thickness.

Any old large building has a problem: its end points, where the walls are the thinnest or where there batteries are the worst. We were also faced with such a problem. No matter what we did, in winter several classes definitely had very low temperature because of that. Over a year ago we insulated the building. Now we don’t have the problem of end points any longer, the whole building has the same warm temperature, – explains Mykhaylo Bihun.

In school No. 4 the roof and windows were also replaced, the walls and the basement were also insulated, the recuperation system was installed. Now the minimum temperature here is 20-22 degrees. Regardless of whether it is the heating period or not.

Sometimes it is hot here. Then I give a call to energy managers, asking to reduce heating in the boiler house a bit. But they say they cannot go lower than the minimum heating figures. We have to put up with it, – Mykhaylo Bihun is kidding.

Hot-water bottles, ‘blowers’ and mass diseases are in the past


Another educational institution – kindergarten No. 3 ‘Veselka’ – is the neighbour of Zhmerynka’s school No. 3. They even have a common boiler house. And they used to have similar problems.

We had to heat childrens beds with hot water before the rest-hour. Parents brought heaters. We switched onblowersto somehow improve childrens stay here, – recalls deputy headmaster of the kindergarten Halyna Kostiuchenko.

This institution showed the worst figures in the town in terms of energy efficiency parameters. In some groups the temperature even reached 12-13 degrees. Panel walls and old wooden windows did not keep heat at all. Thus, even high heating intensity did not improve the situation. According to Halyna Kostiuchenko, there used to be high disease rate in the kindergarten: about 12% children once or several times a year did not attend the institution due to their having caught a cold.

Therefore, this kindergarten was included into the demonstration project of the Covenant of Mayors. The heating system was replaced here, the covering, the façade, the basement and the foundation were insulated here, modern windows were installed, new ventilation and recuperation systems were installed. All the staff of the kindergarten was taught how to use new equipment.

Also, the heating system was replaced within the project. Now the institution has an individual heating unit that automatically determines the necessary intensity of the building heating. Also, this kindergarten has got a new water sewerage system. Implementation of the project has encouraged the Town Council to allocate money for the internal repairs of the building.

Insulation of the basement has enabled to move all administrative rooms here. Also, now instead of 6 groups we have 10. And the disease rate has fallen up to 4% a year. Children feel warm here: the temperature never goes below 20 degrees, – sums up Halyna Kostiuchenko.

Finally, the boiler house heating school No. 3 and kindergarten No.3 was upgraded thanks to the funding provided by the Town Council. A boiler was replaced here. Now not gas, but an alternative source of energy – wood – is used here for burning.

Another kindergarten that underwent energy refurbishment within the Covenant of Mayors project is kindergarten No. 4. It buildings showed somewhat better figures than pre-school educational institution No. 3. But there was a substantial problem here that was solved due to the demonstration project.

Side by side with kindergarten No. 4 there is a boiler house providing heat to several educational institutions. But such neighbourhood did not help. In the buildings located farther from the boiler house the temperature was much higher than in the kindergarten neighbouring with it.

The problem was partially solved when a new heating and thermal regulation system was installed in the kindergarten – that was done with own effort, even before the participation in the Covenant of Mayors projects. It became much warmer here. However, during energy consumption monitoring the demonstration project team recorded considerable losses of heat. It turned out that the building could be much warmer, and its heating costs – much lower.

The institution is 75 years old, the walls are thin. When the heating period started, we did not feel any discomfort. But there were some problems in autumn and in spring when it was cold in the street and there was already or still no heating. We always used additional blankets or heaters, – says the headmaster of kindergarten No. 4 Svitlana Siomash.

In this institution the roof has also been replaced, the façade, the covering and the foundation have been insulated, a new ventilation system has been installed. Now even without heating the temperature remains at the level of 20 degrees all the time.

Not just walls


The implementation of the demonstration project of the Covenant of Mayors in Zhmerynka has not been limited to energy refurbishment of four educational institutions. Anatoliy Konoval claims that it has changed the approach of the Town Council to working with the town’s infrastructure and keeps changing the mentality of citizens.

When we started implementing the project, we bought the ‘Enerhobalans’ program. We started analyzing consumption of all energy carriers (water, electricity, heat, gas) in all public facilities. Now we do this on a permanent basis and see where we have got problems with energy consumption, – says Anatoliy Konoval. In his words, the Department of Economy of Zhmerynka Town Council is already preparing projects for the refurbishment of other problematic municipally-owned buildings.

As far as school No. 3 and No. 4, as well as kindergartens No. 3 and No. 4 are concerned, the changes resulting from energy refurbishment became noticeable already in the first heating season – that of 2018/2019. According to the report made by the Department of Economy, during this period those institutions consumed in total 20.7% less of heat energy than in the previous heating season. That is, the Town Council saved some 426 thousand UAH for their maintenance. СО2 emission resulting from the heating of those buildings reduced by 31%.

Now heads of other educational institutions are more and more actively addressing Zhmerynka Town Council with requests for money allocation for insulation purposes or asking to include their institutions into other thermal refurbishment projects. Also, more and more citizens come to use the state program ‘Warm Credits’ for energy improvement of their buildings.

In the meantime, Zhmerynka keeps working at new energy saving objectives. The town has prolonged its membership in the Covenant of Mayors for Climate and Energy until 2030.

Share on
Facebook
Google+
Scroll to Top